Страницы

понеділок, 20 квітня 2020 р.

Этапы прохождения кризиса.


Вирджиния Сатир описывала девять этапов этой спирали, так как каждая здоровая система, будь то человек или организация, меняясь, проходит их все, и делает это беспрерывно.
Этап 1. СТАБИЛЬНОСТЬ
Все хорошо, и никто ничего менять не хочет. Все радует, все идет замечательно, и все всех устраивает. Система в этот момент красивая, устойчивая, обжитая.
Этап 2. НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ или УХУДШЕНИЕ
Ни одна здоровая система не является закрытой или герметичной, ни одна открытая система не существует без новых элементов.
Даже стремление тщательно оберегать стабильность парадоксальным образом является системоразрушающим элементом,в каждом застое есть зерно кризиса.
Этап 3. ДЕПРЕССИЯ. ЗАМИРАНИЕ
На этом этапе становится понятно, что ничего вернуть не удастся.
Что так, как раньше - уже не будет. При тяжелых кризисах есть ощущение, что вы все потеряли.
Или потеряли очень много.
Прежние отношения, прежнее состояние, прежние ресурсы.
Как долго оно может продлиться? От нескольких дней до нескольких месяцев.
Очень важно дать себе время на то, чтобы прожить этот этап.
Этап 4. НАДЕЖДА
Если так, как раньше, уже не будет, и мне нечего терять, то, может быть, можно что-то сделать, чтобы стало лучше?
Такая мысль обычно робко приходит в голову человеку, который однажды утром понимает, что он хочет жить дальше.
Просто дышать, смотреть в окно, жить. Что-то делать. Что-то менять.
Этап 5. НОВЫЕ СМЫСЛЫ
Здесь появляются силы.
Здесь появляются новые люди.
Но самое главное - здесь появляются вопросы.
К себе и к миру.
Какой сейчас мой самый главный смысл?
От чего мне хорошо, от чего плохо? Какой я теперь?
Что для меня важно и ценно?
Кто вокруг меня и кого я хочу видеть вокруг себя?
Очень часто здесь полностью меняется круг общения, правила жизни, и появляется либо новое хобби, либо новая работа, либо новое партнерство, либо новый образ себя.
Это этап знаков и символов, которые легко читаются и помогают двигаться дальше.
Этап 6. ЗОНА ПРАКТИКИ
Все, что вы узнали, наработали, - должно быть воплощено в жизнь. Если вы узнали что-то новое о людях и о себе, вы не сможете говорить «да» там, где вы хотите сказать «нет».
Позволять себе получить новый опыт - единственное средство меняться по-настоящему.
Этап 7. ОПЫТ
Никакое понимание никаких процессов не меняет нас так, как меняет нас проживание этих процессов.
Другое состояние.
Другое ощущение.
Другое взаимодействие.
На этом этапе мы с упоением пробуем делать все совсем по-другому.
Этап 8. ИНТЕГРАЦИЯ
Здесь мы оборачиваемся.
И говорим: ого, какой путь я прошел.
Все ошибки, все косяки, все достижения, - все мое.
Я молодец.
Я сделал это!
Этап 9. СТАБИЛЬНОСТЬ - 2
То же самое, что и первый этап. Обжитое, заслуженное, проработанное.
Наслаждайтесь, но помните про спираль, и живое неизбежно начинает меняться...

Немає коментарів:

Дописати коментар